Перейти к содержимому

"Дело государственной важности"


"Дело государственной важности"

(по материалам газеты "Рабочий Надыма" №135 от 13.11.2014)

Сегодня гость нашей редакции известный в Надыме человек, филолог, победитель окружного конкурса «Учитель года-2014» Вадим Дехтяренко. Совсем недавно он вернулся из Ульяновска, с Всероссийского фестиваля педагогического мастерства «Литература – духовно-нравственная основа России».

Организатором фестиваля выступила Ассоциация учителей русского языка и литературы, созданная год назад при президенте Российской Федерации. Последний факт лучше всяких аргументов иллюстрирует то, что изучение родного языка и литературы признаны делом государственной важности ещё до того, как это стало понятно всем на примере бывшей союзной республики. Во главе этой ассоциации встали люди и организации, определяющие сегодня образовательную политику в стране. В округе на данный момент нет регионального отделения ассоциации, но её создание – вопрос времени. Вадим Дехтяренко на фестивале был единственным представителем Ямала.

На прошедшем съезде (фестивале) приняли концепцию филологического образования, которую планируется внедрить в соответствующий закон. Уже есть концепция исторического направления, теперь появится то же самое в науке о языке и литературе. Природа не терпит пустоты, и если государство не заполнит вакуум, это сделает другая заинтересованная сторона.

– То есть, государство всё берёт в свои руки?

– Не всё, если говорить относительно области филологии – определяется вариативность, за рамки которой выходить нельзя. Если бы государство не занималось этим, могло появиться (да и есть) множество некоммерческих организаций, финансируемых из-за пределов страны, которые занялись бы переписыванием основ.

За год отделения ассоциации созданы в 52 регионах. Одним из последних её проектов была переквалификация учителей русского языка и литературы в Крыму. В течение месяца провели масштабную работу: учебники, программы, наглядные пособия, переаттестация педагогов – такая задача обычной общественной организации не под силу.

– Получается, ваш предмет настолько важен при государственном строительстве, что сразу же после монтажа силового блока организуется образовательный?

– Да. Но это оправдано: другие программы и методики, другое государство. Сотни практикующих учителей из России целый месяц занимались всеми без исключения школами полуострова, от поселковых до республиканских.

– Что нового для себя узнали на съезде?

– Довелось по профессиональным вопросам пообщаться с людьми, которых раньше видел только по телевизору, функционерами от образования – ректорами крупнейших вузов страны, людьми с научными степенями, определяющими направление развития. Сейчас осуществляется движение в сторону централизации и стандартизации на уровне подходов. Конечно, выглядит это не так, как понимается, допустим, в машиностроении. Количество стандартов уменьшается, но они будут обязательными для всех. Например, раньше в программы по литературе для заучивания было включено большое количество произведений и отрывков, но этот список являлся рекомендованным. Теперь их станет меньше, но они обязательны для всех. И если раньше допускалось изучение большого произведения по одной главе из него, теперь происходит переход к принципу «лучше меньше, да лучше». Основной упор на русскую и российскую литературу, на изучение зарубежной отводится меньше — 5% учебного времени.

– Не думаете, что, это наоборот, вызовет повышенный интерес?

– Если и вызовет, в этом нет ничего плохого. Но вряд ли, сейчас школьнику некогда читать обязательные произведения, да и вообще сейчас читают мало. Хотя, литература – самый доступный вид искусства, с помощью которого можно созидать человека. Живопись, если не говорить о репродукциях, доступна не всегда, настоящая, не синтезированная живая музыка, тоже. А труды великих писателей и поэтов в пределах досягаемости каждого. Даже сканированные рукописи с пометками гениев на полях можно всегда найти в интернете.

– Мастер-класс Вы проводили в рамках фестиваля?

– На этом форуме проходило много мероприятий, например, 6-й фестиваль региональных учительских клубов (в составе которых победители конкурса «Учитель года»), 2-й съезд ассоциации учителей русского языка и литературы и 15-я международная научно-методическая конференция памяти Ильи Ульянова, педагогическая ассамблея «Образование-2020». В рамках последней и проходили в Мариинской гимназии мастер-классы, на нашей платформе их проводили педагог из Калининграда и я, как представитель северной платформы. Название моего – «Пора, пора, оставим заблужденья», взято из стихотворения Пушкина. Правда, оно было написано о свободе, а я говорил о восстановлении семейных паттернов (поведенческих моделей). В основе урока понимание того, что мы, допуская серьёзные промахи в семейных отношениях, разрушаем родственные связи. Всё это происходит от того, что мы не можем оценить значение семейного статуса. Каждый в роду, например, невестка и свекровь, являются носителями родовых ценностей и признаков, и если один из них не понимает или не принимает свою роль, цепь может разорваться. Для этого не нужно уничтожать её всю, достаточно вырвать одно звено и род прекратит своё существование. Появление одного «Ивана, не помнящего родства», решившего, что всё, что веками складывалось, его не касается, он сам по себе, после него хоть потоп, может сказаться фатально на будущем фамилии.

Тема настолько обширна и глубока, что рамки газетной статьи для неё будут тесными, возможно, Вадим Вячеславович проведёт подобный мастер-класс в Надыме. Основной посыл урока – возврат к нормальным, традиционным ценностям. Нашу беседу Вадим Вячеславович резюмировал следующими словами: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», – в руках у филолога обоюдоострое оружие, учитель общается с ребёнком больше, чем его родители. Поэтому очень важно, в чьих руках это оружие. Эти дети завтра будут строить свои семьи и делать это будут на базисе, полученном в семье и школе.

по материалам
газеты "Рабочий Надыма" №135 от 13.11.2014

Сбор новостей

RSS-материал


page | by Dr. Radut